Секция «Ранняя профориентация в системе взаимодействия детский сад-школа-ВУЗ-предприятие как воспитательный ресурс профессионального становления личности»
Модератор: Желябина Н.А. - директор МБОУ «Лицей № 50 при ДГТУ имени Героя Советского Союза Калинича Н.Д"
15 декабря 2022 года насыщенная программа дня открытых дверей #РоссетиЮг для школьников включала общение с экспертами компании, представителями Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей #СтупениУспеха и деканом энергетического факультета #РГУПС.
Учащиеся 10 В класса под руководством учителя физики Милица Е.Л. посетили учебный полигон, прошли мастер-класс по оказанию первой помощи пострадавшему на интерактивном тренажере.
Профориентационное тестирование и увлекательная игра-квест «Моя профессия-моё будущее» помогут старшеклассникам принять важное и ответственное решение – связать свою профессиональную жизнь с энергетикой.
Цель таких мероприятий – повысить информированность школьников о компании, заинтересовать энергетикой, восполнить недостаток информации при принятии решения о будущей профессии.
Согласно Комплексному плану мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации населения в Ростовской области в МБОУ "Лицей №50 при ДГТУ" в период с 21 ноября по 30 ноября 2022 года будет проводиться профориентационная декада для обучающихся. Целью проведения декады является ознакомление школьников с потребностью экономики в квалифицированных кадрах, разнообразием профессий, перспективами их развития, формами и условиями освоения, требованиями, предъявляемыми к молодому специалисту. Важно помочь будущим абитуриентам сделать правильный выбор в планирования своего профессионального пути. В Лицее запланированы экскурсии на предприятия, открытые уроки занятости, встречи с профессионалами и мастерами производства, конкурсы плакатов, баннеров, электронных презентаций, а также профориентационное тестирование и консультирование.
В рамках профориентационной декады классный руководители 9 - 11 классов организовали просмотр выпусков «Шоу профессий» на классных часах. Проект «Шоу профессий» — профориентационные открытые онлайн-уроки, позволяющие учащимся выбрать профессию и определить возможности карьерного развития. Цель проекта - популяризация рабочих профессий и образа профессионала, среди обучающихся образовательных организаций. #агентствошкольныхновостей
Профориентационная декада для обучающихся
В период с 21 ноября по 30 ноября 2022 года в Ростовской области проводится профориентационная декада для обучающихся:
- информирование о востребованных на рынке труда профессиях и специальностях с привлечением к участию средств массовой информации;
- знакомство с миром профессий посредством посещения обучающимися раздела «Профориентация» Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (https://trudvsem.ru/proforientation), в котором размещены профессиограммы и видеопрофессиограммы (видео презентации), а также «Справочника профессий (https://spravochnik.rosmintrud.ru/professions);
- знакомство с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования осуществляющими подготовку по востребованным профессиям (специальностям), с достижениями данных организаций по подготовке квалифицированных кадров и трудоустройству выпускников;
- профориентационные экскурсии на предприятия;
- открытые Уроки профориентации с участием родителей и работодателей с привлечением ССУЗов и ВУЗов;
- конкурсы плакатов (баннеров), электронных презентаций, видеороликов на тему «Я в Рабочие пойду», конкурсы фотографий «Семейные династии», исследовательских работ «Мой выбор», фоторепортаж «Профессии моей семьи», «Профессии в кадре» и др.;
- ярмарка образовательных организаций «Куда пойти учиться?»;
- анкетирование (опрос) обучающихся общеобразовательных организаций с целью определения их профессиональных предпочтений и совершенствования профориентационной работы в подразделе «Профориентационный опрос школьников» в разделе «Гражданам» на Интерактивном портале службы занятости населения Ростовской области в онлайн-режиме (https://donzan.ru/content/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2);
- профориентационное консультирование обучающихся общеобразовательных организаций;
- профориентационное тестирование посредством тестов, размещенных в разделе «Профориентация» Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (https://trudvsem.ru/proforientation/testing).
Анонс мероприятия: 30 августа 2022 года в 10:00 МБОУ «Школа №75 имени трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Кожедуба И.Н.»
Нет необходимости доказывать важность и полезность профориентационной работы. Она нужна для учащегося, потому что открывает перед ним перспективу правильного выбора профессии, она требуется и для учебного заведения, которому необходимо вести подготовку учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. В профориентационной работе, как и в любом серьезном деле, нельзя ограничиваться разовыми акциями и разрозненными мерами. Здесь нужна система, охватывающая все звенья процесса между разными учебными организациями, то есть система сетевого взаимодействия.
Цель: разработать модель использования сетевого взаимодействия между «детский сад-школа-ВУЗ-предприятия», направленную на повышение уровня раннего профессионального самоопределения молодёжи.
В соответствии с темой, целью инновационного проекта определены следующие задачи:
- обосновать и апробировать модель использования сетевого взаимодействия «детский сад-школа-ВУЗ-предприятие», конкретизировать технологию использования сетевого взаимодействия по профориентационной работе;
- сформировать единое информационное пространство по профориентационной работе между «детский сад-школа-ВУЗ-предприятие»;
- оценить эффективность практики внедрения в деятельность МБОУ «Лицей №50 при ДГТУ» модели сетевого взаимодействия в рамках системы «детский сад-школа-ВУЗ-предприятие»;
- обобщить результаты инновационной деятельности и подготовить их к тиражированию в деятельность образовательных организаций системы образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону.
Критерии эффективности инновационной деятельности:
- появление стратегической направленности инновационной деятельности;
- создание сетевой организационной структуры в системе образования;
- информационный обмен между сетевыми звеньями;
- нацеленность на единый конечный результат;
- долгосрочный характер связей;
- общие ценности и стандарты;
- уважение участниками сетевого взаимодействия друг друга;
- согласование позиций;
- открытость системы для принятия новых членов.
Показатели эффективности инновационной деятельности:
- Удовлетворенность учащихся и их родителей выбором профессионального пути.
- Результативность предлагаемых программ и методик работы.
- Высокий уровень сформированности составляющих профессионального самоопределения.
- Уровень соответствия профессионального выбора учащихся личностным особенностям и потребностям социально-экономической сферы.
Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность проекта:
- тестирование участников проекта;
- статистический метод;
- психолого-педагогический эксперимент;
- формирующий эксперимент.
Проектируемые результаты:
- Укрепление материально-технической базы обучения в образовательных учреждениях
- Привлечение высококвалифицированных специалистов к профориентационной работе, к целевому обучению выпускников школ
- Объединение ресурсов, позволяющее обеспечить доступное качественное, непрерывное образование школьников, содействовать развитию осознанного личностного и профессионального самоопределения учащихся на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и успешности социальной и профессиональной адаптации
- Формирование единого информационного поля для тех, кто стремится к получению качественного профессионального образования. Все субъекты сетевого взаимодействия смогут иметь доступ к информации об образовательных услугах, спросе и предложении на рынке труда, о возможностях карьерного роста
- Организация дистанционного обучения под руководством высококвалифицированных специалистов, позволяющая осуществлять самообразование
- Апробирование образовательных программ элективных курсов
- Раннее профессиональное образование школьников.
Практическая значимость и перспективы развития инновационного проекта.
Реализация всех мероприятий инновационного проекта на практике позволит создать единую для всех организаций образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону программу ранней профессиональной ориентации молодёжи, которая начинается с детского сада и продолжается в школе, ВУЗе и направлена на формирование такого выпускника школы, который сможет сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни, хорошо ориентируется на рынке профессий, имеет четко определенные профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях.
Перспектива развития инновационного проекта - это увеличение звена в системе «детский сад-школа-ВУЗ» и получение системы «детский сад-школа-колледж-ВУЗ-предприятие», к чему уже сейчас имеются предпосылки, в виде договоров о сотрудничестве по профориентационной работе лицея с колледжами и предприятиями города Ростова-на-Дону.
Социальные партнеры:
Проект «ПрофКаникулы»
7 июня 2021 года на база МБОУ "Лицей №50 при ДГТУ" состоялось открытие нового профориентационного проекта для школьников города Ростова-на-Дону - «ПрофКаникулы».
Проект «ПрофКаникулы» организован Центром опережающей профессиональной подготовки Ростовской области при содействии Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и при поддержке социальных партнеров и направлен на ориентирование подростков в мире профессий, востребованных в регионе, подготовку к выбору профессиональной сферы и направления обучения в будущем.
Сегодня участники первой смены - учащиеся 6 и 9 классов - подготовили стихотворения, загадки и презентации про профессии, окунулись в разнообразный, многогранный мир – мир профессий.
С приветственным словом к ребятам обратились заместитель руководителя по вопросам координации профориентационных проектов и социального взаимодействия Лебецкая Татьяна Ивановна и директор Лицея Желябина Наталья Анатольевна.
Ребята в течение двух недель станут участниками профориентационных событий различных форматов (квестов, экскурсий, профессиональных проб, мини-исследований и др.) по 5 направлениям: естественнонаучное, экономическое, инженерное, педагогическое и IT.
Новости проекта
- Поездка в Волгодонск
- Медицинские биотехнологии и приборостроение
- Закрытие первого регионального фестиваля профессий «Билет в будущее – Топ Регион».
- Профессия Повар
- Профессия медицинская сестра
- Закрытие 2 смены "ПрофКаникул-2021"
- летний этап проекта «ПрофКаникулы – 2021»
- Учащиеся посетили ДБК (Банковский колледж)
- Знакомство с профессиями Естественнонаучного направления
- Учащиеся посетили научную лабораторию Джоуль парка
- Знакомство с профессиями Инженерного направления
- Профессиональные пробы «Системное администрирование»
- Стань причастным к оздоровлению нашей планеты
- Педагогическое направление
- Занятие «Варианты выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения»
- Учащиеся знакомились с направлением "Педагогическое"
- Учащиеся посетили РАДК (автодорожный колледж)
- Учащиеся посетили Ростовский колледж связи и информатики.
- Учащиеся 2 группы 1 смены посетили музей Чудес «Джоуль парк»
- Учащиеся 1 группы 1 смены посетили кванториум ДГТУ
- Учащиеся МБОУ "Лицей №50 при ДГТУ" посетили РАНХиГС